Памятные даты сентября в «Энциклопедии Приморья»

1 сентября 1873 г.  для сорока трех учениц женской прогимназии Владивостока начался первый в Приморье учебный год. Эту дату с полным правом можно считать Днем рождения народного образования в Приморье.

3 сентября 1915 г. суда Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого «Вайгач» и «Таймыр» пришвартовались к пристани Архангельска, завершив первый переход Северным морским путем, в который они ушли из Владивостока 24 июня 1914 г.

4 сентября 1894 г. в Никольск-Уссурийске был заложен Градо-Никольский Уссурийский Николаевский собор, который до 1932 г., когда он был уничтожен, считался и самым большим, и самым красивым храмом Владивостокской епархии.

6 сентября 1976 г. с военного аэродрома «Соколовка» в Чугуевском р-не взлетело звено перехватчиков 530-го истребительно-авиационного полка ПВО. Один из них — МиГ-25П с бортовым номером «31» домой не вернулся, а совершил посадку в аэропорту японского  г. Хакодате. Угнал его и передал спецслужбам США старший лейтенант ВВС СССР Виктор Беленко.

13 сентября 1992 г. во главе Владивостокской и Приморской епархии встал епископ Вениамин (Пушкарь). Уроженец с. Хороль, отец Вениамин – первый руководитель епархии, являющийся коренным приморцем.   25 февраля 2003 г. он был возведен в сан архиепископа.

Рекордные для Приморья скачки атмосферного давления были отмечены 13-14 сентября 1954 г. во Владивостоке. Перед тайфуном оно понизилось за 33 часа с 1000,5 до 959,6 гПа. А затем за 9 часов — с 10 до 19 часов 14 сентября в период непосредственного прохождения центра тайфуна над Владивостоком — также резко поднялось на 22 гПа. При этом сентябрьская норма атмосферного давления во Владивостоке составляет 1010-1015 гПа.

15 сентября 1930 г. вышел в свет первый номер уссурийской городской газеты «Коммунар».

 Самый крупный град с диаметром градин до 40 мм был зарегистрирован в Приморье дважды: 19 сентября 1982 г. в с. Дворянка Ханкайского района и 7 сентября 1987 г. в с. Молчановка Партизанского района.

20 сентября 1934 г. у причала Мурманского порта ошвартовался ледокол «Федор Литке», завершив первый в истории переход с Северным морским путем за одну навигацию. Из Владивостока он вышел 28 июня того же года.

20 сентября 1997 г. на Владивосток обрушились самые разрушительные в его истории смерчи. Скорость ветра внутри них могла достигать 60-90 м/сек.

25 сентября 1959 г.  была получена первая партия датолитового концентрата из породы Дальнегорского месторождения бора – самого уникального месторождения бора в мире, где в  компактном объеме: 3 км в длину, 400 м в ширину и 800 м в глубину — сосредоточено 3% всех мировых запасов бора. Этот день считается днем рождения предприятия, которое прежде называлось ППО «Бор», ОАО «Бор», ОАО «Энергомаш-Бор», а сегодня ООО «Дальнегорский химический комбинат (ДХК) Бор».

26 сентября 1933 г. самолет «Савойя-55» вылетел в первый рейс по маршруту Владивосток–Сахалин–Николаевск-на-Амуре–Шантарские острова–Камчатка, открыв новую линию длиной в 4670 км. Она завершила создание крупнейшей в мире воздушной магистрали Москва–Хабаровск–Владивосток-Петропавловск.

В 1863 г. во Владивостоке появляются на свет его первые коренные жители. Все три – девочки. Одна – Лена Подорожкина — 16-го мая, и еще две – в сентябре: 25-го Фрося Сметанина и 27-го Надя Горелко.

27 сентября 1897 г. были заложены первые двухтысячепудовые массивы будущих причалов Владивостокского морского торгового порта. День этот считается с тех пор Днем его рождения.

28 сентября 1928 г. во Владивостоке был создан радиоцентр.

29 сентября 1977 г. в Красноармейском районе на территории лесничества «Таежное» вспыхнул самый большой в истории Приморья лесной пожар. На борьбу с ним были мобилизованы 440 сотрудников «Авиалесоохраны», лесников и военных при поддержке более 20 вертолетов. 15,5 тыс. га леса. По данным с карт лесопожарных специалистов сгорело более 1 млн га леса! То есть почти одна десятая часть всех приморских лесов, причем ценных хвойных пород! Официальный ущерб от пожара составил более чем $ 60 млн.

30 сентября 1975  г. со стапелей Черноморского судостроительного завода в г. Николаеве был спущен на воду самый большой корабль в истории Тихоокеанского флота — тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Минск». Первый командир В.А. Гокинаев.

Об авторе
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены