Первые цельносварные мосты и суда / The first all-welded bridges and vessels

Сегодня трудно себе представить, как при строительстве мостов, корпусов кораблей, подлодок можно обойтись без электросварки. Между тем до 20-х гг. XX в. отдельные части их соединялись с помощью заклепок. И первый в СССР (и второй в мире) цельносварной мост, и первое цельносварное судно были изготовлены во Владивостоке, на Дальзаводе. Автором новой технологии стал профессор Государственного дальневосточного университета Виктор Петрович Вологдин.

Он родился в 1883 г. в г. Куве Пермской губернии. Его отец Петр Алексеевич в то время работал на Кувинском заводе смотрителем рудников. Потом были другие заводы, но со временем многочисленная семья Вологдиных (6 детей) осела в Перми, где отец сменил специальность, стал журналистом и даже редактировал неофициальную часть «Пермских губернских новостей».

Дуговую сварку Виктор Вологдин впервые увидел в 11 лет на Мотовилихинском заводе. Но стать он хотел моряком и в1902 г. поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте. Незадолго до выпускных экзаменов был отчислен за антиправительственную агитацию. В 1906 г. поступил на электромеханическое отделение Петербургского политехнического института. В 1909 г. защитил дипломный проект и был оставлен в институте преподавателем.

В гражданскую войну бывший «красный агитатор» ушел воевать за белых, о чем в советское время никто, разумеется, не знал. В 1918 г. был военным комендантом г. Воткинска. Потом служил у Колчака в чине капитана 2-го ранга. В этом звании в 1919 г. он и приехал во Владивосток представителем Морского министерства Колчака – директора правления Дальзавода. С 1920 г. он – начальник технического бюро Дальзавода. Параллельно преподает в ГДУ.

Первоначально сварка на Дальзаводе использовалась при ремонте гребных винтов, деталей механизмов, палубного настила. Но ей не доверяли. Вологдин изучает условия, влияющие на прочность шва, впервые вводит понятие «коэффициент расплавления». И в 1921-22 гг. под его руководством изготавливаются несколько первых в СССР сварных паровых котлов.

В 1924 г. с помощью сварки Вологдин восстанавливает железнодорожный мост через Амур у Хабаровска. А в 1928 г. во Владивостоке на м. Эгершельда под его руководством строится первый в СССР  цельносварной мост с пролётом 25,08 м. Сварка проводилась зимой при температуре минус 40 градусов.

Kazanskiy-most

В 1927 г. Вологдин открывает в ГДУ подготовку инженеров-сварщиков. В 1930-м проектирует, руководит строительством и сдает в эксплуатацию первый в СССР цельносварной буксирный катер. Под индексом ЖСЛ их было построено на Дальзаводе 10 штук, и они исправно служили в течение 20 лет.

В 1933 г. Вологдин назначается руководителем сварочной группы технического отдела Главморпрома в Ленинграде. Под его руководством строятся гидрографические суда и ледоколы.

Творческое наследие Вологдина составляют 30 трудов, главные из которых – «Технология дуговой сварки» и «Деформации и внутренние напряжения при сварке судовых конструкций».

Автор: Александр Ткачев.

The first all-welded bridges and vessels

The first bridge and vessel, made by means of electric welding, were produced in Vladivostok. V.P. Vologdin (1883-1950), the author of this technology, graduate of the Petersburg Polytechnic Institute, worked as an engineer at Dal’zavod and taught at the Far Eastern State University. Studying durability of a welded seam, he introduced the concept «effervescive of burn-off «. In Vladivostok under his stewardship the first all-welded bridges in the USSR were constructed in 1928, towing boats — in 1930. Since 1933 he supervised the construction of hydrographic vessels and ice breakers in Leningrad.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены