Первая карта Золотого Рога / First map of Golden Horn Bay

Когда речь заходит о составлении морской карты, то всегда представляется либо свесившийся за борт матрос с лотлинем, либо монитор эхолота. Но первая карта бухты Золотой Рог составлялась иначе.

В 1858-59 гг. винтовой корвет «Гридень» в составе отряда кораблей совершил переход из Кронштадта в Николаевск-на-Амуре. Это был современный боевой корабль 1856 г.  постройки, водоизмещением 886 т, оснащенный, кроме парусов, паровой машиной мощностью 200 л/с и вооруженный 11 орудиями. Экипаж его состоял из 13 офицеров и 172 нижних чинов.

Корвет "Гридень" в б. Золотой Рог. Картина Валерия Шиляева

Корвет «Гридень» в б. Золотой Рог. Картина Валерия Шиляева

Зиму 1859/60 г. корвет под командованием лейтенанта Г. Х. Эгершельда провел в Японии в г. Эдо (Токио), ведь все российские бухты на тихоокеанском побережье Азии зимой замерзали. В 1860 г. экипаж корвета по поручению командующего Сибирской флотилией контр-адмирала П.В. Казакевича вел гидрографические и описные работы. А затем получил задание снабжать и охранять только что основанные посты Новгородский и Владивосток.

Осенью на пути во Владивосток корвет попал в шторм, который изрядно попортил ему парусную оснастку. Котлы паровой машины тоже требовали безотлагательного ремонта. Так что пришлось во Владивостоке зазимовать. Для этого построили на берегу казарму, офицерский флигель, оборудовали шлюпочную пристань. Экипаж «Гридня» обменивался визитами с солдатами поста.

Когда в бухте встал лед, Эгершельд решил, чтобы не терять времени, составить описание бухты Золотой Рог. Матросы долбили лунки и лотлинем производили промеры глубин в б. Золотой Рог, Диомид, Улисс, Патрокл и прол. Босфор Восточный. Где возможно, брали пробы грунта. А командир и старший штурман корвета поручик П.Ф.Чуркин заносили данные в тетрадь. На основании этих данных ими была составлена первая подробная морская карта с указанием глубин и грунтов б. Золотой Рог.

Г. Х. Эгершельд в 1861 г. вступил в командование клипером «Стрелок» и вернулся в Кронштадт. В 1862-м был произведен в капитан-лейтенанты. Скончался в 1871 г. после тяжелой болезни в возрасте 40 лет. Его именем назван мыс в б. Золотой Рог и мель у м. Клерка в зал. Петра Великого.

П.Ф. Чуркин в 1862 г. по возвращении на Балтику был назначен на корвет «Витязь». Дальнейшая его судьба не известна. Имя Чуркина получил мыс на южном берегу б. Золотой Рог.

Корвет «Гридень» исключен из списков флота 27 мая 1883 г. В его честь названы мель в зап. части зал. Петра Великого у б. Маньчжур и группа островов к югу от о. Попова.

Автор: Юрий Филатов.

First map of Golden Horn Bay

The Griden screw-propelled corvette made a voyage from Kronstadt, a port in the Baltic Sea, to Nikolaevsk-on-Amur in 1858-1859. It was a state-of-the-art warship built in 1856, with a steam engine and 11 guns. Its crew consisted of 13 officers and 172 rank-and-file seamen. In 1860, the corvette was performing hydrographic and mapping works, supplying and guarding Novgorodsky and Vladivostok military posts, and eventually stayed for the winter in Vladivostok. When the Golden Horn Bay froze, Captain Egersheld gave orders to make its description. Crewmen made holes in ice, measured water depths by a lead line, took soil samples, and ship officers mapped their findings.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены