Первый корабль Тихоокеанского флота

В 1911 г. на Охтинской верфи Петербурга по заказу компании «Крейтон и К°» была построена двухпалубная паровая яхта. Имея водоизмещение в 650 тонн и неограниченный район плавания, предназначалась она для сугубо мирных целей – пассажирских перевозок. Вот только имя ей дали боевое – «Адмирал Завойко» – в честь бывшего камчатского губернатора, оборонявшего в 1854 г. Петропавловск-Камчатский от нападения англо-французской эскадры. И тем, вероятно, предопределили ее судьбу.

Первые 10 лет «Адмирал Завойко» действительно возила пассажиров на тихоокеанском побережье ДВ. Но в 1921 г. распоряжением правительства Дальневосточной республики яхта была включена в состав Сибирской флотилии посыльным судном, начав долгую военную карьеру.

Правда, сначала, благодаря пробольшевистски настроенной команде, «Завойко», скорее, уклонялся от службы, чем нес ее. А после прихода к власти правительства Дитерихса и вовсе укрылся в Шанхае, чтобы вернуться во Владивосток уже после прихода туда красных отрядов. Во Владивостоке к тому времени практически не осталось исправных судов – все ушли с Сибирской флотилией. У причалов ржавели лишь несколько миноносцев со сломанными паровыми машинами да портовый ледокол «Надежный».

Весной 1923 г. бывшую яхту вооружили четырьмя 75-мм орудиями, 40-мм зенитным пулеметом «виккерс» и зачислили в класс сторожевиков. 31 мая кораблю дали новое имя «Красный вымпел» и новое вышитое золотом знамя: «Поднимайте паруса на великое плавание по океану Мировой Революции!»

Ekipazh-Krasniy_vimpel«Красный вымпел» стал первым кораблем Морских сил Дальнего Востока – предтечи будущего Тихоокеанского флота ВМС СССР и России. До конца года к нему добавились отремонтированные миноносцы «Бравый», «Твердый», «Точный» и ледокол «Надежный», переделанный в канонерскую лодку «Красный Октябрь».

С 1924 г. «Красный вымпел» охранял морскую границу, гонял браконьеров, исследовал акваторию Японского моря. Он стал настоящей школой военного флота для многих офицеров. На нем служили будущие адмиралы С.Г. Горшков и Н.И. Смирнов. Во время войны прокладывал «Вымпел» подводные линии связи, обеспечивал базирование субмарин в необорудованных бухтах. В качестве тральщика в 1945 г. участвовал в Сейсинской десантной операции, очищал воды корейских портов от японских и американских мин.

Лишь в 1958 г. Военный Совет флота решил преобразовать «ветерана» в плавучий музей. Проекты реконструкции и установки «Красного вымпела» (как и С-56) были выполнены Приморским ЦКБ, а сами работы произвел «Дальзавод».

Автор: Александр Львович Ткачев.

На верхнем фото: яхта «Адмирал Завойко» – будущий «Красный вымпел».

На нижнем фото: экипаж «Красного вымпела».

Фото из фондов музея ТОФ.

Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Энциклопедия приморья © 2024 Все права защищены